Форум молодого фильма в Братиславе
Опубликовано:: Ср, Дек 28th, 2016

Форум молодого фильма в Братиславе

Мы этого понятия применительно к себе уже и опасаться начали. Назвали свою перестройку революционной по сути, поаплодировали броскому определению да призадумались. Память опасливо выдает логический ряд: революция, гражданская война, разруха — вариант, уже опробованный семь десятков лет назад, и, боже, как не хотелось бы повторяться…

братислава

Из Чехословакии мы импортируем, кажется, трамваи, пиво (где оно?!), обувь… Я тут, конечно, не специалист, а потому с безумной наглостью дилетанта предлагаю вдобавок импортировать у них еще и нынешнюю революцию (ау, 6-я статья Конституции!). Очень она у них, знаете ли, культурная — отнюдь не в китайском смысле. Одно слово: Европа — с завистью думаешь, припоминая длинные дубинки родимой милиции и бесноватость родимых же ораторов. Опять же чужие танки над ухом не грохочут, а потому и голоса повышать не приходится. Недаром же самые популярные здесь лозунги: «Общественность против насилия» и «Мы — единый народ».

Я наблюдал большой митинг в Братиславе — по сравнению с ним наши демократические бучи в Лужниках и на Пушкинской площади напоминают тусовки трудных подростков с дурной наследственностью. Братья-славяне, как вам это удается? Тут, видимо, надобно сделать поправку на ассортимент здешних мясных и прочих магазинов. На сытый желудок и революцию делать веселей, недаром среди многочисленных «дацзыбао», которыми густо облеплены улицы Братиславы, столь часты забавные карикатуры. Свинка с аббревиатурой КПЧ улепетывает на лыжах… Парочка уголовников в полосатой арестантской одежке сутулится на скамье (подписи поясняют: Хонеккер, Живков), а третье место свободно, ждет клиента… А то, что все эти улыбочки не впустую, вы сами можете судить по газетам, которые в данном случае не врут.

Конечно, на таком интенсивном политическом фоне Форум молодого фильма (а он проводится в Братиславе уже в четвертый раз) был, откровенно говоря, не бог весть каким потрясающим событием. Что и нормально. Собрались интеллигентные люди, поделились киномыслями, пришли к каким-то своим выводам. И совсем необязательно, как это сделали наши политически озабоченные «золотодюковцы», принимать некие громогласные меморандумы. Каждый должен прежде всего делать свое дело, тогда и мясо в магазинах будет, и фильмы в кинозалах, а иначе одна революция в чистом поле, костями усеянном.

Так что же форум?

А форум, как принято было писать прежде, увенчался очередной победой советского киноискусства — по разделу зарубежных фильмов приз (для пущей важности можно было бы написать «первый», но он был всего один) получил фильм «ЧП районного масштаба».

Знаете, можно быть совершенно равнодушным к, скажем, гандболу, но, узнав случайно, что наша гандбольная команда выиграла какой-нибудь кубок, разве не приятно? И когда режиссер Сергей Снежкин вышел на сцену за местным «Оскаром» (а это такой деревянный лупоглазый чудачок в тесноватом фрачке и с огромными босыми ступнями), было, разумеется, приятно. Но и автора этих строк, и режиссера-триумфатора все же снедали некоторые сомнения, которыми они потом и поделились антр-ну в своем двухместном гостиничном номере. Причем сомневался прежде всего режиссер (будучи, полагаю, взыскательным художником): «Успех? Но в зале-то на просмотре было полтора человека». «Нет, не полтора, а целых пятнадцать зрителей»,— успокаивал творца критик. «Вот-вот,— ерзал режиссер,— а ты потом в «Советском экране» напишешь: на форуме (слово-то какое — форум!), в котором принимали участие фильмы из Франции, США, Венгрии… И все подумают: «Ого!» «Да не подумают,— утешал критик.— Я как есть напишу».

А как есть? А так, что фильм Сергея Снежкина действительно получил по заслугам. Вряд ли стоит подозревать организаторов в натужном политесе (кстати, год назад здесь, в Братиславе, лауреатом стала «http://www.kinospace.ru/movie/55137»): и времена не те, и по активному контрпропагандистскому, контридеологическому заряду «ЧП» явно выделялось на общем конкурсном фоне. Скажем, при всем профессионализме американского постановщика Нейла Холландера его лента «Верхом на рельсах» — о железнодорожных бродягах, знакомых нам еще по рассказам Джека Лондона,— в сравнении с «ЧП» явно проигрывала. А что до «полутора человека… Как фильм-победитель, «ЧП» был удостоен повторного показа — так что будем считать, что его братиславская аудитория как минимум удвоилась.

И, конечно, успех «ЧП» здесь, в пору мирной революции, весом еще и на фоне той дурацкой кампании запретительства и бюрократического остракизма, которой подвергся фильм в своем отечестве. А заодно вот о чем подумалось: если здесь, в Чехословакии, политическая ситуация будет и далее развиваться столь стремительно и необратимо, им не придется снимать что-либо подобное нашему «ЧП», потому что жизнь снимет аналогичные вопросы скорее, нежели их задаст искусство. Нам-то сие вряд ли светит.

И, прислушиваясь к разговорам за «круглым столом», проходившим в рамках форума, где то и дело поминался «внутренний редактор», сковывающий творческую свободу, я не без грусти думал о нашей действительности, выступающей в качестве «внешнего редактора»: кабы развивалась она более логично и упорядоченно, то сколь вольнее вздохнули бы режиссеры, вынужденные покуда под влиянием собственной совести и политического ангажемента то и дело выступать в роли «раз-гребателей грязи» (я не имею в виду спекулянтов на горячих темах), разменивая дар на гроши злобы дня и превращаясь на время в слуг политической борьбы. На время, которое не вернуть…

«http://www.kinospace.ru/movie/57367» — так и называется фильм Ирены Павлачковой, победивший в разделе чехословацких картин. К политике эта лента отношения как будто не имеет: история молодой женщины, презирающей людские слабости и пороки и одновременно беззастенчиво и цинично использующей их в интересах своей корысти. Но ведь, если подумать, на подобном цинизме и замешана грязь большой и малой политики. Мы в таких случаях часто сетуем: мол, время виновато, общество, строй. Ведь имевший место быть и у нас, и в Чехословакии социализм — действительно время слуг. Слуг дутой идеологии, тупого тоталитаризма, разлагающего души. Но не вернее ли говорить о взаимовлиянии индивидуума и системы, вступивших в «брак по расчету»? Так что за счет тонкого подтекста смысл фильма Ирены Павлачковой явно выходит за пределы камерной психологической драмы — тем более в контексте «текущего момента».

«Момент» — да, слово подходящее, если учесть бодрые темпы здешних событий, которыми пока без пробуксовки движет механизм гуманного здравого смысла. Они, как можно судить, застали врасплох компартию, но не общество. На братиславских улицах об этом то и дело напоминал лаконичный плакат: цифры «68», описав дугу, превращаются в «89». И о том, что пролегло меж этих сакраментальных дат, на форуме хорошо можно было уяснить, познакомившись с ретроспективой чехословацкого кинематографа, возвращающей нас в бесславный конец шестидесятых…

Особо выделялся здесь фильм одного из лидеров словацкого кинематографа, Ю. Якубиско (знаменита, например, его «http://www.kinospace.ru/movie/72502»),— «Дезертиры и скитальцы». Эта окрашенная в тона народного юмора гротескная притча о бессмысленности, безумности кровопролитий, на которые бывает так падка злая человеческая воля, совершенно определенно перекликалась с нынешним призывом-констатацией — «Общественность против насилия». А снималась картина как раз в 1968-м — и по ходу гиньольного сюжета вдруг раздвинулись пестрые декорации притчи, и на экран въехал, угрожающе поводя стволом, реальный советский танк,— суровая хроника словно бы удостоверила подлинную мудрость киновымысла.

У кого чего болит… а тут болит одно и то же: попранное достоинство — унижая других, оккупант унижает ведь и себя; несбывшиеся надежды — лязг гусеничных траков по вацлавской брусчатке отозвался и в наших сердцах.

Танк остался стоять на чужой улице чужой страны, а фильм покатил дальше, горько ерничая и мрачно хохоча,— и вдруг вновь на экране люди в советских мундирах, только уже времен войны, как персонажи безумно-кровавого фарса. И тут моя пишущая машинка примолкает в раздумье…

Как они пьяны, грубы и нелепы, эти идиотствующие мужланы в краснозвездных фуражках… И, наверное, впервые в жизни я так вздрагиваю от звуков родного русского мата…

Нет, «45» для меня не трансформируется в «68». Да, понимаю, есть, по логике истории, и между этими датами некая причинно-следственная связь, но простите, саркастичный гуманист Якубиско, не могу я тут поддержать вашей улыбки.

Но в конце-то концов мы одного хотим: мира — держащегося не на штыках, а на доброй воле, взаимопонимания — не официозно-липового, а подлинно человеческого. Это достижимо.

Это достижимо, подумал я, когда мне навстречу в сумерках вечерней братиславской улицы гуськом шагали бородач Миколаш (это такой старикан типа нашего Деда Мороза), черт и ангел. Скоро Рождество — и на доброе дело шли они вместе.

Вот где плюрализм-то, подумал я. Вот где взаимопонимание во имя благой цели.

Чудная троица свернула в темную арку — светлым пятном во мгле маячили крылья ангела.

Алексей Ерохин

Разместил

Андрон Креп - Постинг и поддержка сайта/ Для связи: andronus1@gmail.com

Оставьте комментарий