Французы сомневаются в необходимости Министерства культуры?
Опубликовано:: Вс, Мар 22nd, 2015

Французы сомневаются в необходимости Министерства культуры?

Вопрос, есть ли необходимость в Министерстве культуры, время от времени возникает во французских средствах массовой информации.

1359608

Упомянутое министерство и его региональные представительства (региональные управления по делам культуры) ежегодно распределяют субвенции между широким спектром национальных драматических и оперных театров, хореографических ансамблей, не забывая об около 900 театральных труппах и танцевальных коллективах, а также о многочисленных музыкальных фестивалях, группах и тому подобном. В критических комментариях пишут о постоянном увеличении и дроблении этих субвенций. Конечно, трудно определить обоснованность поддержки какой-либо театральной труппы, которая, не имея успеха, прекращает ставить новый репертуар после нескольких спектаклей. А одновременно такая система позволяет значительно способствовать утверждению искусства на всей французской территории.

Ведь французская традиция как раз и заключается в том, чтобы не только рынок определял, «что составляет культуру», а что нет. В отличие от англосаксонской модели государство, служа гражданам, берет на себя миссию создавать условия процветания для культуры. Задачи здесь многочисленны: поддерживать появление и расцвет новых создателей и новых художественных форм, способствовать популяризации художественных произведений, поощрять художественные открытия и деятельность среди населения, таким образом укрепляя социальные связи, крайне необходимые для равновесия и единства страны.

В сфере консолидации общества достаточно подводных камней. Недавние события в Париже еще раз доказали, что система не способствовала всей совокупности социальных слоев. Ведь терпит поражение вся Французская Республика, если один из ее граждан оборачивается против нее… В чем причина? Недостаток образования, отсутствие культуры? Бесспорно. Гарантировать доступ к знаниям означает предложить каждому гражданину возможность найти свое место в обществе. А социальное единство – главный козырь, который имеют демократические.

Так есть ли потребность в Министерстве культуры?

Если не принимать во внимание инвестиции в человеческий капитал, достаточно лишь сугубо прозаично взглянуть на количественные данные в культурных и творческих сферах, чтобы иметь представление, каким будет ответ. Во Франции их экономический вес превышает € 60 млрд. Приведенная цифра больше такого показателя для индустрии роскоши и автомобильной промышленности и приближается к показателю телекоммуникационных отраслей. От преподавателя музыки до книжника, от директора кинотеатра до художника-дизайнера, от дистрибьютора фильмов до издателя видеоигр – этот сектор в целом представляет 1 200 000 рабочих мест на всей французской территории. На европейском уровне культурные и творческие сферы обеспечивают оборот около € 536 млрд, а количество рабочих мест оценивается в более 7 млн. Их значение и влияние огромные. Культура тоже обеспечивает экономическое развитие.

Появление в течение последних 20 лет бесчисленных фестивалей во всех французских регионах подтверждает сказанное выше. Некоторые из них прославились на международном уровне, другие почти исключительно локальные. Так или иначе, а когда речь идет о таких событиях, как Авиньонский фестиваль (живых спектаклей), «Буржская весна» (современная музыка) или «Путешествие в Нанта» (современное искусство), продажа билетов имеет большое значение, в частности для гостиничного хозяйства, а также для таких секторов, как досуг, туризм, транспорт и тому подобное. Роль государства как раз и заключается в организации – еще и здесь – необходимых условий для развития экономики благодаря разнообразной поддержке и инвестициям. А дальше уже «культура привлекает культуру»: доказано, что удовольствие от потребления какого-либо культурного блага побуждает индивида стремиться к этому благу все больше…

Так есть ли потребность в Министерстве культуры?

В Украине – да, и не меньше, чем во Франции. Ведь прошло 25 лет, и трагическая ситуация на Донбассе свидетельствует, в какой мере политическая бездеятельность разрушила социальное и культурное единство страны. Оно необходимо еще и потому, что перспективы развития в недалеком будущем рынке искусств и культуры являются важными для населения и всей совокупности деятелей культуры, более того, способны вдохновить их. Жан-Жак Айяґон, бывший министр культуры Франции, писал в 2012 году, что культура может быть «одновременно и показателем, и двигателем обновления общества». Нынешняя власть должна немедленно осознать эту истину и перейти к действиям.

Франки Бландо

Разместил

Андрон Креп -

Постинг и поддержка сайта/

Для связи: andronus1@gmail.com

Оставьте комментарий