В Славутиче прошел фестиваль кино и урбанистики "86"
Опубликовано:: Чт, Май 1st, 2014

Исследование взамен: фестиваль кино и урбанистики “86”

Восемьдесят шестой год по негласной традиции принято считать годом трагедий, в котором среди нескольких мощных землетрясений и катастроф особое медийное место занимали взрыв американского шаттла “Челленджер”, нелепая гибель в Черном море круизного лайнера “Адмирал Нахимов” и, первым номером среди всех бед, – авария на Чернобыльской атомной электростанции.
На фото: организаторы фестиваля “86” Илья Гладштейн и Надежда Парфан и мэр города Славутич Владимир Удовиченко во время церемонии открытия.

мэр славутича

Украинцы, с присущим им сентиментализмом, ежегодно посвящали конец апреля оплакиванию четвертого блока и всех пострадавших от его разрушения людей, пока не оставили неприятные воспоминания в прошлом, как будто переход от Советского Союза к независимой Украине провел невидимый барьер во времени и пространстве, изменив новое на старое – жизнь, будущее, воздух.

Тем временем выросло целое поколение людей, родившихся во второй половине 80-х – уже почти не в СССР, но и пока еще не в Украине. Тех, чьи воспоминания о детстве нередко связаны с солнечными микрорайонами советских застроек, а путь самоидентификации лежит через разотождествления себя с тем же советским прошлым и отделением от него украинского настоящего. И многие из них не считают восемьдесят шестой сплошной трагедией, даже наоборот – годом, полным материала для исследования и творчества.

Об этом и сообщила куратор Надежда Парфан на церемонии открытия фестиваля кино и урбанистики “86”, амбициозно рассказав, что собственный год рождения был первопричиной для начала события. Еще раньше, в интервью она отметила, что кроме понимания трагедии и драмы, многим представителям этого поколения есть что сказать, и это скорее связано с жизнью, а не перманентным оплакиванием. Так возникла идея организовать фестиваль, который тематически и по датам связан с Чернобыльской аварией, но по характеру, соответственно, будет праздником, а не еще одним поминальным днем.

Единство места и действия

Местом для проведения фестиваля стал город Славутич. О нем уже говорилось много, в частности о том, что он был построен в течение двух лет силами различных советских республик, поэтому его уникальность заключается в сопоставлении различных типовых проектов жилья, для которых застройщики даже привезли характерные для своих краев материалы. К этому времени город почти не претерпел изменений, не захлебнулся визуальным шумом наружной рекламы, но и не вырубил без надобности ни одного дерева.

славутичМангалы, предусмотренных проектировщиками во дворах Банковские квартала Славутича. Фото: Артем Стретович

О Славутиче самом деле уже есть несколько устоявшихся клише, вроде “молодой город” или “идеальный город”, но слова остаются словами, а в представлении большинства жителей страны Славутич связан с Чернобылем, а следовательно и с паническим опаской радиаций. Именно из-за этого факта можно сказать, что не стоило бы искать лучшей локации для фестиваля, поскольку идея организаторов – развенчать устоявшиеся мифы о Чернобыле и все, что с ним связано – реализуется уже по прибытии в Славутич: велодорожки, парк в каждом дворе, солнце, что прячется за многоэтажками, потому что их здесь просто нет; аутентичные вывески на магазинах и всевозможные ателье.

Иначе говоря, для тех, кто решился преодолеть н-ное количество километров на Север, путешествие в Славутич может стать большим открытием: здесь вас постоянно будет преследовать ощущение, что вы и в европейском и в советском городке одновременно как бы сюрреалистично это не звучало.

славутичСлавутич. Фото: Александр Бурлака

Такое развернутое вступление о городе неслучайно, ведь для посетителя фестиваля одна из двух его составляющих – урбанистика – начинается с взаимодействия с пространством города, его архитектурой, местными жителями и их укладом жизни.

Здесь стоит отметить работу организаторов, которые, называя себя урбанистами, действительно позаботились не только о том, чем будет наполнена программа фестиваля, но, скорее на опыте – эмоциональном и интеллектуальном – который получит его посетитель. Можно даже назвать этот фестиваль gesamtkunstwerk – тотальной инсталляцией, где зритель, заключенный в заданное пространство города-артефакта, получает определенные инструкции по исследованию города и, в то же время, сам становится объектом исследования. Каждому из гостей фестиваля, в частности, предлагалось создание “ментальной карты”, на которой можно было, после знакомства со Славутичем в собственный способ обозначить, что именно в городе понравилось больше всего.

стадионГородской стадион Славутича. Фото: Артем Стретович

Качество vs количество

Что касается самой программы, она была небольшой, однако продуманной: на четыре дня фестиваля приходилось несколько кинопоказов, дискуссий и специальных событий, в течение которых постоянно артикулировались определенные тематические линии. Первой из них – выходу за пределы мегаполиса – было посвящена дискуссионная платформа, где предметом обсуждения были экономика культуры и городов на постсоветском пространстве. Здесь говорили о децентрализации ресурсов из крупных городов в маленькие, о культурных инициативах в последних и о том, кто именно принимает в них участие.

Другая тематическая линия, ее условно можно назвать “вне зоны”, имела целью создать новый взгляд на устоявшиеся представления об определенных вещах. Эта линия реализовывалась через подборку кино, которая включала как сентиментальные короткие ленты режиссеров (Анна Рада, Александр Ратий), так и работы признанных документалистов, которые получали награды международных конкурсов (Роберт Стоун, Фагад Мустафа и др.). Фактически каждый показанный фильм мог актуализировать для зрителя вопросы взаимодействия “я-пространство”, “я-город”, “я-окружающая среда”.

Результат

С этим сложнее. С одной стороны, качество продуманной до деталей организации фестиваля не вызывает никаких противоречий: начиная от презентационного видеоролика, где случайно фоновой музыкой звучит славутичанин Иван Дорн и улыбающегося мэра города, который торжественно объявляет “86” открытым. Но с другой стороны возникает вопрос: кому улыбается мэр, если со всего города во время самых массовых показов было лишь несколько местных жителей? Большинство аудитории фестиваля – киевляне, еще часть – гости из Европы и других стран мира.

В ста метрах от киноконцертного комплекса – основной локации фестиваля, перед которой красовалась нарисованная от руки с налетом советской эстетики афиша, местные жители рассказывают, что о “86” не слышали, но о его программе узнают с интересом.

Для тех, кто приехал на фестиваль, это была очередная замечательная возможность с пользой потратить время и деньги, но не оставляла мысль о том, что здесь есть целый город людей, и для кого-то из них посещение такого события может стать отправной точкой для собственного развития.

Конечно, результаты таких проектов не бывают быстрыми. Возможно, придется еще не один раз провести фестиваль, чтобы местные жители на самом деле включились в диалог. Организаторы нынешнего события в Славутиче сумели поставить действительно важные цели и дали их реализации хороший старт, но теперь дело за тем, чтобы в последующие годы, не теряя темпа, найти контакт с местным населением этого и других маленьких городов – тех самых, о которых шла речь на ученых дискуссиях.

Разместил

Андрон Креп - Постинг и поддержка сайта/ Для связи: andronus1@gmail.com

Оставьте комментарий