Паяцы, шуты, скоморохи. Стàрые эмоции
Опубликовано:: Сб, Май 17th, 2014

Паяцы, шуты, скоморохи. Стàрые эмоции

В Ивано-Франковске почти одновременно открылись и вместе проходят организованные муниципальным ЦСИ выставки двух известных в городе художников – Ярослава Яновского и Ростислава Котерлина, основателей «Станиславского визуального феномена», инициаторов и идеологов множества художественных провокаций, давних добрых друзей, а также участников многих представлений, как в Украине, так и за рубежом.

skomorohi

Сегодня о проекте Ярослава Яновского «Стàрые Скоморохи» и о целях художественных стратегий, выработанных художником уже более четверти века.

Я. Яновский – участник более полусотни акций и программ современного искусства в Украине с 1989 года. Активно участвует в международных симпозиумах и программах в основном с перформансами, видеоартом и графикой. Не считает необходимым разграничить жанрово потребность высказаться. Успешный, как в фотографии, так и в видео, живописи, видеоинсталляции и мультимедиа. Достаточно плодотворный, поэтому почти каждый персональный проект воплощает в родном городе.

«Стàрые Скоморохи» восхищают своей ненавязчивостью и снисходительной нежностью. Нет актуальных, насущных, спекулятивных тем бурного настоящего. Ни слова о войне, оружии и ненависти. Никакой работы с призывами или протестами. Выставка посвящена теме памяти в широком аспекте. Насколько мы умеем помнить? Что для нас воспоминания о тех, кого уже нет – сентиментальность или ответственность? Что теряем забывая?

Используя привычные для своего творчества маркеры – сакрал, ландшафт, знак-символ, фактурный декор абстрактной поверхности, автор предлагает зрителям насладиться, а следовательно принять участие в бесконечной (по крайней мере, пока существует человечество) артистической игре шутов-художников, которые радуют, веселят наш быт, а не всегда заставляют задуматься.

Старые Скоморохи – село в Галицком р-не, Ивано-Франковской обл., Название которого по поверью происходит от поселения, было основано еще во времена Данилы Галицкого и где жили приглашенные к княжескому двору из разных краев мастера кривляния, которые утешали вельмож своими талантами игры, чувством юмора и радостью бытия.

Именно из этого села родом бабушка и мать автора, что запомнилось ему счастливыми годами с детства. Выставка посвящена светлой памяти матери художника, которая год назад отошла в лучший мир.

Большинство из представленных работ нарисованы в квартире, где жила мама Ярослава, и где неоднократно мы слушали музыку с винилов, пробовали алкоголь, спорили и общались, где рождались новые сюжеты и создавались свежие образы. Воспоминания о молодости, о быстротечности, изменчивость идеалов и о том, что остается после.

Ярослав Яновский игриво перенес ударение в слове «старi» на первый слог, внося тем самым новые коннотации в содержание. Стàрий – галицизм, что означает близкого коллегу, друзей по мировоззрению, духовных друзей. Тем самым, художник как бы отдает уважение мастерам по цеху – артистам, художникам, шутам, радующим своими выходками и творчеством нынешнюю публику, своих поклонников.

Драматургия выставки построена вокруг трех знаковых работ, задающих основные лейтмотивы демонстрируемого – «Мать Украина», «Patria», «Alter Ego 2». По молодому экспрессивная живопись и неожиданные эффекты экзотического теперь пленочного фото напоминают об авторских поисках в прошлом. Расположение этих работ также создает важную для мифологии художника фигуру перекресток.

матиЯрослав Яновский. Мать Украина

«Мать Украина» (картон, масло, 1996) находится на передней стене справа от входа, демонстрирует тему и малярные приемы, на которых базируется творчество художника. В традиционный женский портрет-образ, сознательно созданный на каноне Одигитрии с открытыми ладонями, бы наложен граффити с детски изображенными ребенком и домом, едва читаемым надписью «Боже храни Украину» (God save the Queen?).

Живописная манера – арт брют, дриппинг, граффити также отсылают к эстетике и идеологии панка, к преодолению ограничений и рамок прошлого, заскорузлого, пережитков, одним словом.

«Patria» (холст, масло, 1996, 2002) – слева от входа на фронтальной стене, абстракция нарисована в 1996 и дополнена надписями-возгласами, записью которых в свое время занимался отец Ярослава, писатель Николай Яновский на родной ему Гуцульщине. Язык как абстракция или носитель базового, ментального? Он забывается, видоизменяется, трансформируется, не стоит на месте? Выхваченное из контекста все равно трогает?patriaЯрослав Яновский. Patria

Фото триптих «Alter Ego 2» (аналоговое фото, печать на холсте, 1998) прямо от входа на фронтальной стене, где изображение автопортрета накладывается, перетекает, переплетается с архитектурными мотивами города, элементами декора, фрагментами зданий. Такой себе «сэндвич» (по определение Бориса Михайлова) где соединяется несовместимое, что творит новые смыслы, новые аллюзии. Автопортреты на фоне родного города, где стираются границы между гордым, одиноким и выразительным коллективным урбанистическим ландшафтом. Город съедает личное?

alter_ego Ярослав Яновский. «Alter Ego 2»

Когда-то эти автопортреты, но без смягчающего наложения городских мотивов, наделали много информационного шума на выставке «Культурный герой» (2002) в Киеве. We Are The Champions.
Родина, семья, я – основные тематические стержни выставки, на которые нанизывается, как в молитвенной ряду, экспозиционная драматургия, смоделированная художником. Картины замкнутые сами на себе, существуют самодостаточными артефактами, возможно, привлекательными элементами интерьерного декора.

Подоконники ЦСИ украшают пять деревянных объектов расписанных-покрашенных масляными красками. Автор настаивает на том, что это живопись, а не скульптура, так как резьба объема здесь весьма незначительная, а основное внимание на живописности. Все работы из серии «Стàрі Скоморохи» и соответственно посвящены либо жителям села, или полумифическим персонажам галицкой истории, или служат символическими портретами сегодняшних артистов.

Диптих из серии «Стàрі Скоморохи» (доска, масло 2013) портретно доказывает существование скоморохов, по крайней мере наглядно воспоминания о них. Изображенные в фас строгие, серьезные лица цыганской внешности застыло сосредоточено позируют портретисту. Почти знимка на паспорт. С другой стороны, вытянутость лиц, их отстраненность придает произведениям сакральную окраску.

_serii_stari_skomorohiЯрослав Яновский. Из серии «Старые скоморохи»

«Над водой» – фото сделано на аналоговую мыльницу на берегу местной Быстрицы Золотой, удачное изображение растворения, загадочного исчезновения человеческого эго в воде, в воздухе, в природе галицкого ландшафта. «Smoke on the Water»? Работа важна для автора двумя наградами на выставках-конкурсах – «Природа-98» в Ивано-Франковске и «2 Bienal D’Art Alco» в Испании 1999.

Переделывать, переосмысливать культурные коды и достояние не только далекого прошлого, но и модернистскую классику предлагает Славко в рефлексиях на холодную, строгую, геометрическую протестантскую живопись Пита Мондриана (из серии «По следам Мондриана № 28», картон, масло, 1998). Употребление нетрадиционных для классика пастельных цветов и нарушение четких математических пропорций – искажение или расширение границ дозволенного?

Триптих из серии «Короли и капуста» (холст, масло, 1996) демонстрирует пути авторских поисков компромиссов между фигуративными и абстрактно-декоративными живописными основами, сочетание различных стилистики и путей выработки узнаваемого почерка.

Чтобы разбавить картинную монотонность (?) На открытии выставки демонстрировался видео-арт Ярослава Яновского «Кафе. Любовь. Дорога» (’20, 2014). Надо заметить, что художник в последнее время много времени уделяет этому виду искусства.

Кинематографический сюжет перекликался с представляемыой статически живописью – отдельные фигуративные картинки ритмично перебивались абстрактными видениями, а поезд медленно двигался бесконечным галицким ландшафтом, ненавязчиво нанизывал, перебирал, перечислял картинки, возникавшие за окном. Любовь осталась за кадром. Цикличность – еще один из важных мотивов в творчестве Яновского. Поезд в фильме словно движется по кругу. Этой теме посвящено еще одну работу – «Молодая. Полнолуние. Старая» (дерево, масло, 2012) где в иронической манере изображены три лунные фазы, перекликающиеся с традиционным для классической живописи темы изображением трех женских фигур разного возраста – юность, зрелость, старость.

Мотив цикличности и путешествия прочитывается еще в одной работе выставки – «Плод созревает поздно вечером» (холст, масло, цифровая печать, 2012), где рядом с силуэтом всадника в пространстве сюрреалистично зависают плоды яблоки и груши, символизируя скоротечность и постоянную изменчивость природы, а, следовательно, и нашей с вами жизни и возвращение к основам.

В своем творчестве художник пользуется испытанными постмодернистскими художественными стратегиями – имитацией поп-артовского тиражирования в фото; скульптуры приобретают статус объектов; в работы на досках умышленно вкрапляются элементы кичевой декоративности. Работы выходят за пределы стилевых, формальных ограничений. В большинстве произведений художник стремится экстраполировать наружу предельный субъективный метафоризм. Как отмечает сам художник, его творчество интуитивное, то есть, качество исходит не умом, а вдохновением.

Нужно отказаться от своих зрительских привычек, от восприятия воспитанного на однотипных выставках, чтобы попасть в этот странный мир, захватывающий композиционной режиссурой, с доверием, без предубеждений. Вечную тему взаимоотношений человека и природы Яновский раскрывает «через себя».

Художник рисует не конкретные события, а создает поэтические реминисценции, порожденные его воображением и фантазиями, тем самым иллюстрируя сложный комплекс эмоциональных чувств современного человека. Мир художника – это сложный духовный мир человеческих сущностей, где в синкретической форме переплетаются тонкие интеллектуальные, психологические, чувственные способы познания и освоения жизненных ситуаций и непосредственно предметного мира. Творческое восприятие действительности – специфическое отражение картины духовных идеалов, как бы пафосно это не звучало, и эстетических предпочтений времени.

Разместил

Андрон Креп - Постинг и поддержка сайта/ Для связи: andronus1@gmail.com

Оставьте комментарий