Литературная среда в Украине похожа на дешевую комедию с плохими актерами
Опубликовано:: Пт, Фев 20th, 2015

Литературная среда в Украине похожа на дешевую комедию с плохими актерами

О кризисе качественной прозы в актуальной украинской литературе сейчас не говорит только ленивый. Однако современный немногочисленный, но искренне жаждущий читатель готов хвататься за каждую более-менее разрекламированную соломинку, особенно если ее автор является известным в окололитературных кругах писателем.

литератураА тем более, если он активный блоггер, который несколько раз в день делится в соцсетях собственными «откровениями» с любого поводу или без него. Сейчас к такому писателю читатель может приблизиться одним кликом мышки: засвидетельствовать ему свое почтение и получить сговорчивый Like за комментарий. На самом деле в этом как будто нет ничего плохого, потому что писатели – не небожители и не пророки, а обыкновенные люди. «По-настоящему меня захватывают только те книги, после которых всплывает мысль: «Вот если бы подружиться с этим писателем и чтобы когда захотел – взял и позвонил ему по телефону», – рассуждал Холден Колфилд, герой Джерома Сэлинджера.

Несколько лет назад, когда стремительно приобретали популярность соцсети, литературной критике предсказывали неизбежную смерть. Мол, зачем теперь посредники между писателем и читателем, если в виртуальном пространстве они могут приблизиться друг к другу чуть ли не вплотную, если каждый может выразить (и быть услышанным) впечатление от только дочитаной книги, найти единомышленников и получить одобрение от любимого автора? Зачем советы специалиста, если книги может порекомендовать френд с похожими вкусами? «Литературная критика окончательно перешла в соцсети», – радостно сообщали преимущественно те, кого раньше критики не очень баловали одобрительными отзывами в прессе. «Все равно все критики куплены, а статьи проплачены», – авторитетно заявляли другие, письмо которых обычно ругали. И сразу же затягивали песню о безденежье, о недостаточном финансировании культуры, о писательской нищете и о продажности тех, кому удалось схватить кусок иностранного или отечественного гранта на поездку за границу или просто на скромное пропитание. Собственно, меня всегда удивляло это сочетание: жалобы на писательское безденежье рядом со стенаниями о проплаченных статьях. Казалось, что безумие таких соображений очевидно. Однако такие и им подобные глупости многие воспринимают серьезно, убеждают силой собственного авторитета, оскорбляют и обижаются, будучи поддержанными десятком друзей-поклонников.

Литературная и окололитературная среда в Украине все больше похожа на дешевую комедию с плохими актерами, которые, однако, явно заигрались и часто не способны отвечать не только за собственные слова и их последствия, но и за адекватное восприятие действительности.

Я знаю случаи, когда писатели по семь лет носят в себе образ критической рецензии, чтобы в случае успеха очередной книги извлечь ее на всеобщее осмеяние: мол, меня за царя Гороха покритиковали, а я вот «хранцузьку» премию получил (неважно, что за другую книгу, и тем более не важно, что премию политическую, а не литературную; кто там в эпоху клипового мышления будет выяснять детали. Кстати, уважительной литературной премии, кроме польской Angelus (получила Оксана Забужко за «Музей заброшенных секретов» 2013 года), наши писатели за последние годы не видели, и видеть не могли. Потому что для этого надо работать, а не убивать время на бла-бла-блоги для избранного круга френдов и разводить склоки, сплетни и интриги. Потому что еще никому не повредило выбраться из обманчивости соцсетей и оглянуться вокруг, посмотреть на живых людей и полюбить их, почувствовать и попытаться понять.

Через несколько лет в украинской литературе появится потребность в глубоком осмыслении нынешней войны на Донбассе, но что сможет читателю предложить литератор, гордо именует себя «диванной сотней»? Чувствует ли он кожей то, что происходит в его стране или только вяло потребляет новости, переваренные отечественной журналистикой? Конечно, я не призываю срочно всех ехать в АТО, не дай Бог, но, по крайней мере, внимательно осмотреться вокруг очень прошу.

Когда начались боевые действия на Востоке Украины, один мой знакомый печально сказал: «Может, хоть после этого у нас появится полРемарка…» Может, и появится, но точно не из тех, кто обрызгивает слюной монитор. Потому что такой писатель в прозе до сих пор не осмыслил ни Помаранчевой Революции, ни «Украины без Кучмы», ни даже Революции на граните.

Конечно, изображенная картинка не претендует на всеохватность и всеобщность. Как и любое обобщение, она изобилует обнадеживающими исключениями, но тенденция уже слишком заметна, чтобы не обращать на нее внимания. Тем более что у нас есть критики, которые рецензию не начинают со слов: «Моя прекрасная подруга такая-то написала новый роман». Хорошо знают, что писателя не стоит «любить таким, какой он есть», а откровенно нужно говорить об удачной книге и о менее удачной. Однако таких сейчас понимают меньше, манипулируя их высказываниями и высасывая из пальца несуществующие скрытые смыслы. Да, в современной украинской прозе сейчас кризис, однако ее постепенное устранение зависит от каждого из нас.

Ирина Троскот

Разместил

Андрон Креп -

Постинг и поддержка сайта/

Для связи: andronus1@gmail.com

Оставьте комментарий