Харьков уже никогда уже не станет пролетарским Донецком
Опубликовано:: Пн, Май 25th, 2015

Харьков уже никогда уже не станет пролетарским Донецком

Если вдруг вы окажетесь в прифронтовом Харькове, вас неизбежно будут преследовать две реальности. С одной стороны, город, расположенный в 40 км от России, стал настоящим центром волонтерского движения. Здесь повсюду развеваются национальные флаги, много сине-желтой символики, на главной площади напротив облгосадминистрации стоит огромный шатер, в котором собирают вещи для воинов АТО. С другой – большинство горожан предпочитает жить в совершенно противоположной системе координат.

panorama-kharkiv14071589130

Говорят, именно в Харькове во время Революции достоинства возник популярный ныне термин «ватники». Так окрестили преимущественно малообразованных людей с постсоветской ментальностью, агрессивно настроенных ко всему, что не вписывается в их представление о том, «как должно быть». Именно этот огромный слой населения и создает сегодня визуальный фон второго по населению города страны. Хотя на самом деле все гораздо сложнее. В той искривленной реальности господствуют опасения войны, социальная вялость, творческая импотенция и неотъемлемое чувство тотального недовольства абсолютно всем. Украинский, свободный, проевропейский Харьков существует отдельно, в разных измерениях с совковой, серой, испуганной «первой столицей», как еще в коммунистические времена привыкли называть свой город потомки Сковороды.

Геометрия духа параллельных миров, которые никогда не пересекаются, особенно ярко проявляется на культурном фронте. Как говорит лидер группы «Папа Карло» Василий Рябко, до недавнего времени даже разговаривать в Харькове на украинском языке было актом политической воли. Сейчас также почти невозможно встретить в городе украинские газеты, книги, программы на местных телеканалах, масштабные патриотические акции.

На полуторамиллионный мегаполис лишь несколько украинских храмов, художественных площадок, островков современного европейского кино, модерновых театральных студий, музыкальных групп, что откровенно демонстрируют свою гражданскую позицию.

Внутренняя диаспора пробивает стену патриотического невежества и общественной апатии через мероприятия Литературного музея, книжный магазин «Е», через отдельные акции «Просвиты», демократические инициативы, рожденные Евромайданом, различные волонтерские проекты или просто отдельных смельчаков. Но всего этого мало для прорыва информационного вакуума и преодоления другой крайности – откровенного вышиватництва.

Как водится, все эти просветительские потуги делаются вопреки бездеятельности власти и официальных государственных учреждений. Времена Добкина – Кернеса, которые не скрывали своей неприязни ко всему украинскому, наложили отпечаток на общую художественную атмосферу в Харькове. Город просто задыхается от произвола, советского прошлого, последствий российской пропаганды, провинциальности вузов, массового отъезда самобытных художников. Коммунальные учреждения образования и культуры превратились в террариум единомышленников, которые олицетворяют вечно запуганных бюджетников с хронической психологией приспособленчества.

Различные откровенно проукраинские акции нередко намеренно спускаются на тормозах, чтобы вдруг не нарываться на возможные неприятности. При этом не забывайте, что в Харькове до сих пор правит «маленький Янукович», а случаи, когда учителя ездят обмениваться опытом патриотического воспитания в Россию и впускают в школы прокоммунистические организации, не редкость.

Областные власти тоже пассивные и не инициируют новын содержательнын идеи по продвижению украинской идентичности. Ощущаются кадровый голод, отсутствие стратегического мышления, готовности ломать стереотипы. Создается впечатление, что никому ничего не нужно, и это тотальное равнодушие иногда бывает даже страшнее постоянных терактов, к которым постепенно приучается Слобожанщина.

Очевидно, что сегодня Харькову не хватает настоящих лидеров, ответственного бизнеса, креативного мышления, критической массы пассионариев, моральных авторитетов, ярких художников и многого другого, но он никогда уже не станет пролетарским Донецком. Несмотря на все пробелы проукраинского воспитания, здесь не стоит ждать «ХНР» или повторения донбасского сценария. Харьков может быть каким угодно: жлобско-торгацким, политически инертным, инфантильно-бесшабашным, эстетически вульгарным, однако он непременно сумеет сохранить свой традиционный уклад. Присущие толерантность, неприятие любых форм насилия, разновекторная героическая история, безосновательная претенциозность на столичность, пограничная ментальность со всеми ее плюсами и минусами – все это никуда не денется.

Однако если влить новое вино постмодернистского украинства в старые мехи слобожанского прагматизма, мог бы выйти вкусный аперитив. Стоит этого только всем очень захотеть: власти, гражданскому обществу, местным элитам, обычным горожанам. Ну а Харьков и в дальнейшем будет иметь свой неповторимый гонор, ничем не похожий на взаимоотношения людей «большой деревни», многонациональность и билингвизм, жажду справедливости и неприкосновенность личного пространства.

Впрочем, современная геометрия харьковского духа лучше всего проявляется в его мировоззренческой полифонии переулков, где лозунги «Украина превыше всего» через забор меняются совершенно противоположными настроениями. Здесь нет отчаяния, обреченности или самобичевания. И полностью прав Сергей Жадан, рассуждая о современном Харькове и войне: «Вот ходишь по городу, общаешься с жителями этих улиц и кварталов, ездишь с ними в одних вагонах метро – и не видишь страха. Нет его. Возможно, кто-то не слишком хорошо понимает, что происходит. Возможно, кто-то, наоборот, понимает все слишком хорошо и поэтому не боится. У каждого свое понимание, свое видение, свой список претензий и перечень требований».

Именно, идя навстречу страху, и преодолеваются сегодня комплексы прифронтового Харькова. Города, борются за собственную независимость, пробуждаясь от летаргического сна.

Владимир Чистилин

Разместил

Андрон Креп - Постинг и поддержка сайта/ Для связи: andronus1@gmail.com

Оставьте комментарий