Ученые прогнозируют, что через каких-то два тысячелетия человека будет не узнать!
Опубликовано:: Ср, Фев 25th, 2015

Эволюция человека в наши дни происходит гораздо стремительнее, чем в доисторические времена. Причины – значительно интенсивнее происходит генный обмен. Люди больше передвигаются по планете, падают культурные барьеры.

803171_8e20c0dfВсе это приведет к быстрой смене традиционного облика человека. В этом убеждают финские ученые, которые, собственно, на протяжении многих лет исследуют естественный отбор среди людей. Например, уже через две тысячи лет, по мнению Алана Квана, специалиста по эволюционной геномики Вашингтонского университета, даже внешне люди будут совсем не такие, как сейчас.

Что же в первую очередь изменится и, возможно, уже меняется в человеке?

Спрашиваем об этом Виталия Кордюма, доктора биологических наук из Института молекулярной биологии и генетики НАНУ, Станислава Дробишивського, кандидата биологических наук, антрополога, Андрея Пустовалова, доцента кафедры ННЦ “Институт биологии”, и Николая Макарчука, доктора биологических наук Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

– По мнению Алана Квана, специалиста по эволюционной геномике Вашингтонского университета, за две тысячи лет человек так изменится, что его будет не узнать. Почему так?

В. Кордюм:

– Еще до первой четверти прошлого века человек менялась очень медленно. Импульсом к резким, интенсивным изменениям стало дальнейшее генетическое смешивание, межрасовые, межэтнические браки. С каждым днем ​​на земле становится все меньше людей, в жилах которых не текла бы кровь разных рас и народов. Это накладывает отпечаток не только на внешность человека, но и на здоровье в силу особенностей обмена веществ, иммунной системы и других.

Поэтому, по прогнозам исследователей, недалек тот час, когда черты лица людей станут усредненными. Поскольку темный цвет доминантный, то преобладать будут темноволосые, темноглазые, смуглые. А натуральные блондины или рыжие станут редкими экземплярами, белая раса как таковая, из-за низкого уровня рождаемости, может выродиться.

В общем, со временем такое понятие, как расовое различие, вообще может быть стерто. Не исключено, что уже в следующих тысячелетиях состоится и изменение популяций на некоторых континентах. Так, коренных жителей Европы, которые стареют и слабо воспроизводятся, постепенно начнут вытеснять другие народы.

– Станут ли люди красивее?

– Смешивание генов уже способствовало появлению большого количества красивых людей, особенно женщин. Хорошие и здоровые (а в этнически смешанных браках дети, как правило, и более жизнеспособные, у них ниже риск проявления хромосомных аномалий) всегда имеют больше шансов продолжить свой род.

– Специалисты по эволюционной геномике утверждают, что люди будут и выше ростом. Почему?

А. Пустовалов:

– Увеличение роста человека – это одно из проявлений эволюции. Еще 500 лет назад взрослый человек имел лишь 150 сантиметров роста. Именно высокий рост помог в свое время кроманьонцам пережить неандертальцев. А гомо сапиенс среди других представителей человеческого рода был высоким – и сегодня остался только этот вид человека.

С. Дробишивський:

– Только недавно ученые выяснили, почему это произошло. Первый эволюционный скачок гоминидов, проявившийся в увеличении параметров не только тела, но и головного мозга, произошел вследствие перехода от растительной пищи к более полноценному речному и морскому рациону питания. И сейчас рост людей очень зависит от того, как их кормили в детстве и подростковом возрасте. Уже сегодня средние показатели роста человека составляют 1,77-1,85 сантиметров. А наши прапраправнуки, возможно, будут двухметровые.

– Некоторые западные футурологи описывают необычно узкую челюсть и большой шарообразный лоб у людей будущего. Поэтому внешне они больше напоминать инопланетян?

– Если сравнить челюсти ископаемого человека и нынешнего, то заметно, что когда-то зубы были вдвое больше. Это было нужно, чтобы разгрызать орехи, корни, разрывать мясо. Современный человек питается преимущественно термически обработанной, измельченной пищей, поэтому и зубы мельчают. Поэтому стали лишними и рудиментарные корневые зубы мудрости. Теперь им не хватает места в челюстной дуге. Уже сейчас до 35% людей рождаются без зубов мудрости или с одним или двумя вместо четырех.

– А с чем связано прогнозируемое увеличение размера головы?

– Череп в процессе эволюции постоянно менялся, прежде чем получил строение, свойственное современному человеку. В частности, лобовой отдел стал шире и выше, что обусловлено увеличением лобной и теменно-височной областей мозга. Но то, что это будет продолжаться, – лишь предположение. Мозг неандертальцев был в среднем больше, чем мозг современного человека, но они вымерли. К тому же доказано, что размер черепа не влияет на интеллект в пределах одного вида. Интеллект, как доказано, зависит от количества связей между нейронами головного мозга. Это число обусловлено наследственно, связано с образом жизни, обучением и опытом. Поэтому мозг изменится, но не обязательно за счет внешних параметров.

М. Макарчук:

– Известно, что за последние более 20000 лет мозг человека стал легче на целых 200 граммов. Казалось бы, это нелогично, ведь нам приходится обрабатывать гораздо больше информации, чем нашим давним предшественникам. Но на самом деле именно древние люди имели больший мозг, потому что им нужно было постоянно его напрягать, от этого процесса напрямую зависели их жизни. Тогда как в современных условиях за нас почти все выполняют машины.

– Что же в итоге будет испытывать наибольшие изменения вследствие дальнейшей эволюции: тело или мозг человека?

В. Кордюм:

– Способность выживать, приспосабливаясь, у человека мощная. В этом смысле мы сильнее, чем даже бактерии (а они не погибают и в космосе). Но если когда-то в процессе эволюции выживали люди сильные, то в дальнейшем не это будет главное. Высокий уровень медицины будет способствовать тому, что естественный отбор среди людей будущего в основном будет направлен уже не на физиологию, а на интеллект. И выживать и властвовать на земле будут не те, у кого крепкое здоровье, а у кого будет лучше работать мозг.

Ирина Конторских, Марына Мороз, Лариса Павлык, “Экспресс”