В мире появился новый вид комара, против которого нет средств борьбы
Опубликовано:: Пт, Янв 30th, 2015

В мире появился новый вид комара, против которого нет средств борьбы

Суперкомары совершенно нечувствительны к противомоскитным препаратам, которыми обрабатывают защитные сетки, – отмечают энтомологи из Калифорнийского университета.

комар

Ученые говорят, что массовое использование инсектицидов вызвало обратный эффект – комары эволюционно адаптировались к ним, вследствие чего появился новый, неподвластный “химии” вид.

– Так называемые суперкомары возникли в результате скрещивания двух видов малярийных комаров в Мали, – объясняет Владимир Шуваликов, энтомолог, научный сотрудник Института зоологии им. И.И. Шмальгаузена НАН Украины. – Эти виды и сами появились относительно недавно, например, Anopheles coluzzіі начал формироваться тогда, когда тропические леса уступили место человеческим поселениям.

Ранее эти комары специализировались на обезьянах, однако изменение условий заставило их адаптироваться – они стали сосать кровь у людей и скота. А комары вида Anopheles gambіae также выбирают жертву в зависимости от условий проживания – в одной местности они залетают в человеческие помещения, в другой – нет.

Новый вид появился в результате так называемой адаптивной интрогресии – процесса взаимопроникновения одного генетического фонда в другой. У одного из этих видов сильнее оказались гены, придающие устойчивость к инсектицидам на основе хлора, в другого – на основе фосфорных соединений, и, как следствие, новый вид стал устойчивым к обоим ядам.

– Есть ли угроза, что суперкомары появятся и на других континентах?

– Такие случаи “переселения” уже были. Скажем, африканские малярийные комары попали в Южную Америку – их завезли туда французские военные корабли. В то время там уничтожали тропические леса, в результате чего образовывались большие территории, залитые водой. Местные комары таких условий не выдерживали, а вот импортные размножались.

Азиатские тигровые комары еще недавно жили только в Азии и Африке, однако недавно их обнаружили в Европе, именно они стали причиной вспышки лихорадки денге.

Гибриды близкородственных видов, которые представляют собой новын суперкомары, как правило, имеют точечные ареалы обитания – в отличие от межвидовых гибридов, которые легко расширяют границы своих владений. Однако еще рано давать какие-то прогнозы, ученые только начали изучать новый вид.

Марина МОРОЗ, фото Reuters